– Илья, часто ли ваши коллеги- молодые режиссеры игрового и документального кино обращаются в своих работах к темам искусства? Можно ли назвать это категорией для избранных?

– Обращаются часто. Искусство и кино стоят очень близко, поэтому грех такие возможности не использовать. Другой вопрос, что действительно показать искусство в кино получается лишь у немногих. Это ведь многослойный и длительный процесс – фильм снять. Бывает, останавливаются на полпути, то финансирования не хватит, то с героями не получается общий язык найти. Пожалуй да, это категория для избранных, причем не только режиссеров, но и героев тоже.

– А откуда у вас интерес к высоким материям?

– Дело в том, что одно из моих образований имеет прямое отношение к искусству – я закончил факультет эстрадно-джазового пения Санкт-Петербургского училища имени Мусоргского. В процессе обучения четыре года стоял у станка, изучая не только сценическое движение, но и основы классического балета. Понимание сложности процесса подготовки того или иного номера, песни, программы, чего угодно, общение с педагогами, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение и подтолкнуло меня к созданию фильма «Наследие. Шаг в будущее». Это кино о судьбе русского балета, о традициях, которые необходимо бережно сохранить и передать по наследству, как это делали великие мастера.

–11 марта в Доме кино вы презентуете ваш проект «Влюбленные в искусство», на который может прийти каждый. Что будет в программе? 

– Основная цель – это сохранение культурного наследия нашей великой страны, рассказ о великих людях. При этом мы хотим поддержать молодых режиссеров, снимающих кино об искусстве, познакомить их с продюсерами и бизнесом, ведь что ни говори, а без финансирования режиссерам никак не справиться.

Сегодня в тренде кино о войне, о социальных проблемах, о политике и несправедливости. Фильмы о культуре и искусстве есть, а показать их негде. А ведь так хочется выйти из кинозала с ощущением доброты и света внутри. Так и родилась идея организовать проект «Влюбленные в искусство», собрать близких мне по духу людей, объединенных общей целью, общей идеей и общей любовью.

В программе в этом году (а мероприятие проходит уже второй раз, первое состоялось в Петербурге в 2017 с аншлагом в зале «Лендока») три фильма. Это «Наследие. Шаг в будущее» о судьбе русского балета, о нем я уже немного рассказал. Еще одна лента – это короткометражная кинозарисовка «Автобус». Ее мы снимали к юбилею ленинградского писателя Андрея Битова – в 2017 ему исполнилось 80 лет. В основе – его одноименный рассказ. И третья работа – это документальный фильм «Конкурс» — о пианистах, участниках конкурса имени Чайковского. Эти работы абсолютно разные, но основная мысль у них одна – бесконечная любовь героев к своему делу, горящие глаза и ежедневный труд. Только так можно сохранить традиции, доставшиеся нам от великих мастеров, и только так можно «заразить» любовью к искусству подрастающее поколение.

– Говорят, фильмы об искусстве по определению не могут иметь кассовый успех и дойти до широкой публики. Вы согласны?

– В теории могут. На практике пока, к сожалению нет. Документальным фильмам в прокат попасть почти невозможно – прокатчики боятся их брать, потому что российская публика не готова, просто не приучена к таким фильмам. А аудитории нет, потому что культуры просмотра документалистики на широком экране не существует. Существует только в регионах, в несетевых кинотеатрах. «Наследие. Шаг в будущее» успешно катали в Новосибирске, но это особенный зал «Победа», один из крупнейших киноцентров города, там ежедневно помимо большого проката транслируют документальные фильмы. И люди ходят с удовольствием. Вот в этом и смысл проекта «Влюбленные в искусство» — научить аудиторию, дать им попробовать жанр на вкус, чтобы почувствовали гордость за свою страну, за великих мастеров, за оставленное ими наследие.

Источник